Город Зимнего Солнца (2015)

Святой Сибири посвящается...



СЛУШАТЬ ВКОНТАКТЕ

 

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ОТКРОВЕНИЕ

Никиты Боженюка и Павла Чепурных не существует.

 

    ЧАСТЬ ВТОРАЯ: КОМПОЗИЦИИ АЛЬБОМА

 01 - Цеппелин (муз/сл. - Шадрин)
    В начале песни можно разобрать речь космонавтов, один из которых спутал мусор со снегом в открытом космосе. За прослушиванием технических разговоров экипажа МКС я провёл около пяти дней. Всем советую вместо музыки на работе, пишите в личку, скину ссылку.
    Текст слегка запутан, однако имеет смысл, он автобиографичен. "Слушать седых обезьян" - внимать пожилым, учащим всему на свете, во имя своей важности - да и только. "Мечтать заварить в Ганге чай, срубая пол-леса..." - мои юношеские размышления за пряниками, что когда-нибудь я обязательно стану музыкантом и буду читать людям проповеди со сцены, лишь стоит накопить на гитару (а также медиатор, комбик, студию, машину, чтобы ездить на студию, и квартиру, чтобы было откуда ездить). Может, я и угроблю на приготовления всю молодость, но когда-нибудь - обязательно. А чтобы было чему учить публику, надо лишь посетить духовную таинственную Индию. "Подсматривать карты в колоде" - юношеские попытки погрузиться в метафизику, чтобы научиться заранее выверять единственно правильным образом свои благородные шаги в этом прекрасном мире.
    Короче говоря, старт альбома о практической вредности воображения при наличии малого опыта. Кривой ритм и невнятно сыгранные гитарные партии это лишний раз подтверждают (простите мне сию атаку на ваши уши - я не со зла). Ну а мораль произведения проста. "Сбрось балласт из домыслов, живи тем, что тебе под силу здесь и сейчас - и полетишь. Не факт, что по заданному курсу. То, куда подует ветер, не в силах предсказать никто".
    Музыкальная основа репетировалась ещё в Омске в 2009-ом. В Питере Гусян придумал партию органа: "Димас, ну послушай, нормально я записал или нет". А я всё тянул, моя вина. Говорю теперь спасибо в небо, партия просто офигенная. Время стремительно летит - в пене дней не успеваешь заниматься музыкой. Но всё скоро обязательно пойдёт быстрее, лишь стоит доделать студию и купить Les Paul.

02 - Хохлома в Оклахоме (муз/сл. - Шадрин)
    Однажды в Омске мне случайно попался чей-то кавер на битловскую "Back in the USSR". По приколу я зациклил первые ритмические такты (там начинает взлетать самолёт) и наиграл панк-экспромта через встроенный дистоушер звуковухи. Через несколько лет обнаружил мультитрек и зареампил всё "как есть": бас-гитары в песне нет, это китайский Stagg из березы, запитчёванный и пропущенный через басовый комбик. Гитары перепрогнал через AC30.
    Текст сочинен в Питере. Реплики в духе "был я у вас" и "магазинов нормальных нет" воспроизведены один-в-один с тем, что говорили мне о моем городе реальные петербужцы (хоть я и не просил). Насмешки, да и только. "Буто" - японский танец. "Фреву" - бразильский. Что ещё рассказать.
    В 2012 году ХК "Авангард" в финальной серии с "Динамо" уверенно вёл со счётом 3-1. Оставалась одна игра - и кубок в Сибири. Но кроме честной мужской борьбы в нашей стране также существует ненавидимый всеми Ротенберг. Административный ресурс заработал молниеносно: ни с того, ни с сего была оперативно организована беспрецедентная допинг-сессия, с отстранением лучшего защитника и угрозой дисквалификации других игроков омской команды ("просроченное спортивное питание"). В раздевалку заходили судьи и прямым текстом говорили: "кубок нужен Динамо" (информация эта у меня непосредственно от тренеров). Установка по нейтрализации ведущего нападающего Калинина также была выполнена (несколько раз пытались - и в итоге травмировали). При счёте 3-3 в Омск на финальную игру прибыл Нургалиев со всей свитой (с перекрытием дорог, переполохом в местном УВД и снайперами на крышах). Омский губернатор Полежаев на игру не явился (спорное доказательство, но не для омичей, уж поверьте - это создатель клуба, и на всех важных матчах он всегда присутствовал). Результат финала: 3-4. Болельщики закидывали ложу бутылками, кричали "позор". Уж кто, а сибиряки не станут просто так бузить, но людей не обманешь. Вся арена свистела - игры не было. Поговаривают, даже тренер москвичей Знарок после победы побрезговал пить шампанское из кубка... "Все всё знают, все всё понимают" - так в мою песню попал омский хоккеист Антон Курьянов. Ну и интервью Полежаева - читайте. Хотя, кому какое дело: страна конечно общая, но табачок пусть только в столицах. И так во всём.
    Сыграл соло на листе из нержавейки, послал в тонкий мир запрос на создание игральных карт. Будут ими в аду на свободу с чертями играть!

03 - Воспоминание №123 (муз. - Шадрин)
    Номер комнаты в cоветской гостинице "Старт". Для нас СССР закончился в ней. Длинный коридор, выделенный для семей работников Аэропорта. Место, где продолжали бегать и кричать ляльки, кататься на трёхколесных велосипедах. И где с развалом страны вдруг стали находить огнестрельное оружие, спрятанное братками.
    Сама зарисовка представляет из себя картину в памяти, когда отец садил меня на плечи и нёс ранним утром в детский сад. Зима, темень, пара фонарей, хрустящий снег под его ногами. И одна и та же прибаутка замёрзшим голосом: "ехала машина тёмным лесом за каким-то интересом, инти-инти-инти-рес, выходи на букву ЭС..." Для меня это был ежедневный спиритический сеанс холодного сибирского уюта.

04 - Не стлеет, не выгорит (муз. - Шадрин, Саидмуратов, Кукушкин/сл. - Шадрин)
    Задумка - собрать всех друзей Игоря в одной песне. И хотя текст мне пришлось писать одному (за исключением цитат), в создании музыки поучаствовало очень много людей. Низкий поклон ребятам, многие из которых, не умея записывать и играть, как могли - присылали мне свои маленькие партии, словно частички души. С благодарностью перечисляю их всех: А. Кириенко - бас, голос; Н. Ваганов - ударные; В. Кукушкин - пианино, саксофон, голос; С. Максименко - вокал; Ф. Саидмуратов - синтезатор;
    Гитарный проигрыш [1:29] - И. Заболотин; гитара [1:52] и дальнейшее соло - И. Байдов; голос [2:22] - А. Чупирова; тремоло на гитаре с [2:26] - Н. Кукушкина; сякухати [5:48] - Н. Кардаков; керамическая флейта [6:25] - А. Швец; Е. Лабутина - глюкофон [6:37]; Ю. Вяткина - погремушка [9:14]; синтезатор - Е. Сорокин [15:23];
    В. Загвоздин - щелчки пальцами [1:21]; Ю. Пшеничников - звон ключей [1:27]; М. Полупанова - шуршание бусами [2:50]; А. Шадрина - звон цепочки [2:52]; А. Лапицкая - деревянная птица [3:24]; Т. Земскова - шуршание бусами [8:12] и металлофон [9:05]; С. Чванина - вскипающий чайник [9:24];  Н. Крупец - шуршание бусами [13:07]; И. Петров - медная ступа [14:41]
    Аплодисменты в конце: Акентьевы, Бумбер, Гончаровские, Гусевы, Дмитриевский, Дударевы, Иванов, Кузнецовы, Плетяки, Поярков, Свиркины, Сорокины, ...
    Вова Кукушкин настолько точно прочувствовал мою просьбу об импровизации на пианино в середине композиции, что я чувствовал себя Фрэнком Заппой, когда стоял рядом. Отдельное спасибо Фархаду Саидмуратову за подгон клавишной темы, на которой строится кода.
    С Игорем Гусевым мы учились на одном факультете, затем жили в соседних комнатах на Большой Морской, играли вместе музыку и часто и подолгу делились мыслями и мироощущением. Внезапный уход друга, способного жизнелюбием и искренним смехом заменить солнце, поселил меня в какую-то неправильную вселенную, несправедливую, где непонятно, что делать. Кроме как изо всех сил учиться радоваться так, как умел радоваться он. Это всё, что остаётся, наперекор всем мирам.
    Твой огонь для нас никогда не погаснет.

05 - Воспоминание №145 (муз. - Шадрин)
    Сто сорок пять. Номер моей школы. Заодно и дом на Авиационной улице. Ну и в третьих - номер того самого "аэропортовского" детсада, куда папа носил меня на шее.

06 - Кошкин Дом (муз/сл. - Шадрин)
    Музыка датируется 2008-ым, а минус сведён в 2011-ом году Евгением Шмидтом. Первое соло несёт в себе чисто ностальгический характер - намеренная отсылка к Талькову. Мама нередко включала его лирические сборники, и я до сих пор не могу спокойно их слушать. Сразу же начинают сверкать флэшбэки, возникать неуправляемые хаотические аффекты: то гостиничная комнатушка, то кашка на плите.
    Текст питерский. Странный немного, но что хотел сказать - сказал. В конце песни собака материт очередного наглого водителя. Её мат "запикан" цензурой. В больших городах разговаривают именно так.

07 - Воспоминание №25 (муз. - Шадрин)
   Номер "пристройки" к гостинице, в которую мы переехали, когда у меня появилась сестра: родители впахивали, и к середине девяностых повезло переехать в нормальную жилую пятиэтажкку. В своих снах я постоянно брожу в окрестностях этого П-образного дома. Вокруг сугробы, на небе наркотически пьянящий рассвет, он проходит через меня непреломившимся потоком, и я не хочу просыпаться.

08 - Дорога в Вечность (муз. - Саидмуратов, Шадрин/сл. - Шадрин)
    Рифф придумал Фара на одной из репетиций 2008 года - я тут же подхватил и доразвил тему. Основа трека сведена в Омске (благодаря стараниям Сергея Усова и Евгения Шмидта). А вот вокал записан ужасно (благодаря стараниям моим).
    Гусян, спасибо тебе, что заставил меня перепеть припевы - действительно, получилось чуть эмоциональнее.

09 - Воспоминание №831 (муз. - Шадрин)
    Это число ассоциируется у меня со школьными друзьями. Лапутин и Заболотин, вы дураки!

10 - По следам (муз/сл. - Шадрин)
    Единственная "явно не зимняя" песня в альбоме. Текст я сочинил в поезде сидя напротив будущей жены, попивая кофе, смотря на мелькающие за окном дождливые леса и поля. Мелодия родилась давно, ещё в далёком 2008-ом, кстати, как и исходники: мне было скучно переписывать старое демо - сделал реампинг и успокоился. Бас-гитары тут нет, как и вообще нормальных инструментов. "Хлюпающая" перкуссия - палочки от детской игрушки. В коде звучит советская сувенирная мини-гитара с двумя уцелевшими струнами. Женский вокал - Алина Чупирова. В конце песни также слышна Фрипп-подобная партия скрипки: её сыграл незнакомый мне человек Кирилл Юрьев, удалённо пожелавший поучаствовать в проекте (такое не может не радовать).
    За лирику не рубите с плеча: настоящие чувства к человеку возникают лишь после того, как возникает реальный человек. С реально проверенными качествами и реальным отношением к реальному тебе. Но вообще, конечно, признаюсь - с текстом стоило бы повозиться и подольше. Но всё - поезд пришёл.

11 - Воспоминание №134 (муз. - Шадрин)
    Сто тридцать четыре. Номер трёхкомнатной квартиры, в которой мы жили всей семьёй в начале двухтысячных. Сестра отсюда ездила в школу, я - в Университет, потом на работу. А, ну и весь первый альбом записан в этой квартире, на диване.

12 - Продолжаю (муз/сл. - Шадрин)
    Минусовка была сведена в 2009-ом году и предназначалась для "Молочных Озёр". Но "как-то не встала". Зато пригодилась во втором альбоме, как раз и текст подоспел.
    Композиция, надо признать, серьезно оживилась после гитарной слайд-дописи от Ильи Крисы. На шейкере играет Андрей Иваненко, оренбургский звукорежиссёр, который домикшировал мне альбом. За что ему отдельное спасибо.

13 - Воспоминание №666  (муз. - Ariel Pink's Haunted Graffiti)
    Той зимой я слушал "Fright Night" на бесконечном репите. Я бы обрадовался, если бы во Вселенной существовало хоть одно маленькое существо, которое бы разделяло со мной моё сумасшествие.

14 - Город зимнего солнца (муз. - Шадрин, Саидмуратов, Крамб, Симон, Ковщ/сл. - Шадрин)
    Очень тяжело и долго давался настрой. Только на сбор фотографий и видео зимнего Омска у меня ушло несколько недель. В течение длительного времени я вспоминал и записывал свои сны, искал нужное настроение, подбирал эпитеты. Думаю, стихи неплохие, но вот разнообразить подложку тупо не хватило энергии. Поэтому ребята из энергии* вдохнули в трек немного жизни (в первую очередь фактом своего участия, ибо к моменту создания вещи я просто выл от бесконечной работы в одиночку). Ну и Фара с Крисом красавчики, что тут сказать. А Юдису - так вообще респект.

15 - Комета (муз/сл. - Шадрин)
    Очень быстро слова родились. И музыка, в 2011 году, в Питере, за 20 минут. В конце песни - речь всё тех же космонавтов с МКС.
    Сергей Калачёв удружил - снял партию с моей демки один-в-один, хоть она была совершенно не в его стиле (на ушко: этот басист вообще-то мой кумир). Были попытки привлечь Николая Горенко и Андрея Шмыгова ("Нюанс") - жаль, не срослось.


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ЛИРИКА

 

   Каждого из нас населяют целые миры. 

   Одному моему знакомому за шестьдесят, и как только появляется свободная минута, он тут же садится в машину и мчит четыреста километров в далёкую деревню, где кроме кабанов и медведей уже давно никто не живёт. Другой друг, несмотря на возраст, до сих пор видит в своих снах степь, усеянную тюльпанами, хотя уехал из тех краёв ещё в шестнадцать лет... В чьём-то воображении плещет бескрайнее море, белеют паруса, кричат чайки. А кому-то вечером из окна мерещатся горные хребты, хотя вокруг - одни небоскрёбы... У меня своя история.

   Родился я в Тюмени, через два года наша семья переехала в Омск. Места схожие, с выраженной сезонностью: весна приходит один раз, с ручейками, сосульками и щебетанием птиц. Лето - жаркое. Осень является не торопясь, с особым шармом и грациозной прелюдией. Зима - сухая, морозная, снежная, но при этом солнечная.

   Мне никто не верит: в Питере я случайно. Да, сюда много кто переехал: тут есть работа, и платят хорошо. Но если бы пассия моего воображения тогда уехала в Москву, я бы оказался в Москве. В Новосибирск - значит, в Новосибирске. В Тайланд? - Да не вопрос. Я просто узнал, куда она собирается, и на следующий день купил билет туда же. Вагон шестой, место тринадцатое (все остальные были раскуплены). Продал что было.        

   Не получилось.

   Санкт-Петербург я полюбил очень быстро (до этого не бывал в нём ни разу). Не за то, какой он есть - наоборот, я из тех, кто начинает "сравнивать". Когда глядишь на столичное благолепие, и первая мысль: "вот бы в регионы что-нибудь подобное". Пусть не так величественно, но хотя бы не унизительно. В девяностые столичные братки быстро прибрали к своим грязным рукам всех коров по стране, а позже так и вообще местные выборы отменили. Люди уезжают, и я их прекрасно понимаю. Не только из Сибири. Бывал я во многих стратегически важных субъектах РФ, где добываются или перерабатываются полезные ископаемые. Эти места по своему прекрасные и уютные. Но в них дымят трубы: то оранжевые осадки выпадут, то едкий химический запах по всему городу. Или наоборот, запах чересчур натуральный берёт на измор целые кварталы. Онкология шкалит: девчонки по семнадцать лет в очереди на химиотерапию, хирурги остаются сверхурочно, резать физически не успевают. Психодиспансеры переполнены. Видел, чувствовал. В быту тоже не особо. Мужчины, упахавшись за неделю, отсчитав детям на учебники, могут позволить себе разве что дешёвое пиво: зарплаты по стране в разы ниже столичных, цены - выше. Образование падает, хотя кое-где ещё держится на энтузиастах, находящих в себе силы бороться с догматиками. Работы достойной не найти. Дороги убитые, парки запустевшие, мусор не убирается. Cколько помню себя - постоянно парился, где назначать девкам свидания. Да что свидания - памятники рассыпаются. "Вечный огонь" отключили: сибирского газа в Сибири мало. И куда он только утекает?       

   А у Невы и в самом деле течение державное. Вокруг парки, велодорожки, почти в каждом дворе спортплощадки, на дорогах - разметочка, и даже социальная реклама на щитах.

   И даже на почте, ты гляди, очереди электронные. Первое время радость от всего этого во мне была перемешана с тупой болью, не такой, правда сильной, чтобы грузить этим местных.

   Однако, когда иной представитель культурной столицы начинал небрежно отзываться о далёких и будто чужих ему городах, во мне всякий раз закипала святая ярость.

   На удивление мозги отдельных снобов настолько отекли, что им невдомёк, на чём у нас исторически зиждется столичный комфорт - на покорном труде миллионов "тех" людей, "оттуда". И минимум из того, что я хотел бы донести: не стоит позволять хамства по отношению к регионам, тем более до нитки обворованным. Именно так, например, можно понимать "Хохлому в Оклахоме".        

   Но я действительно полюбил Санкт-Петербург. За что? За то, как тепло он ко мне отнёсся. Я встретил здесь свою будущую жену, романтичную, добрую и скромную. Питер меня будто ждал - с самого начала мне здесь очень везло. Любой шаг - кто-то освещает дорогу. За что ни возьмись - получается. Куда ни поедь - сто небывалых совпадений. Даже природа всякий раз будто подстраивалась под меня. Если объективно - одни подарки.        

   Но субъективно - будто теперь это не я, а моя копия. А "я" настоящий так и остался где-то там - посреди сибирской зимы. Действительно странно, ведь эти пять лет вдали от дома я старался провести ярко и насыщенно: строил планы, приобретал, путешествовал. Но по итогу всё ощущалось не иначе как выдавливание счастья из воздуха. Радости искренней будто ни разу не появилось. Какая-то постоянная борьба, вполне оптимистичное стремление выжать из каждой возможности результат. И вроде стыдно жаловаться - ем вкусно, перспектив хороших немало. Но в снах уже в тысячный раз вижу лишь одно - светит То Солнце и падает Тот Снег - с Той Зимы.

   Просыпаешься, уже и квартира своя, и автомобиль - ну ничего себе, многие могут лишь мечтать об этом. Старания дают плоды! Сидишь вечером на кухне, закрываешь глаза - а вокруг - Та Зима... Уже и родители, и сестра ко мне переехали, может, в этом дело? - Нет... Я скучаю по Тому Снегу... В Питере очередной декабрь, лови свой снег! - Нет... Не этот снег. Мне нужен Тот Снег... Засыпаешь. И вот оно, только во сне - хлопья, солнце, душа летает. Просыпаешься - вновь нехотя отправляешь куда-то своё тело, а душу опять на цепь. К специалистам ходить пробовал - от их таблеток Снег не идёт. Может, не те прописывают.

   Вернуться? Невозможно, портал закрыт. В тех родных мне местах всё пропитано чувствами, которые жизнь мне испытывать запретила. Тот всеобъемлющий космос, в котором хотелось раствориться, он когда-то открылся мне, был реален, но я будто упустил возможность, всё испортил. Да, случаются и посерьезнее проблемы, но все они теперь будут автоматически превращаться в задачи: стоит лишь сконцентрироваться, продумать план действий, набраться мужества и сделать то, что от тебя зависит. Но проблема Снега для меня иррациональна. Я никогда её не решу. Это перманентная тихая боль в том месте, где согласно моим юношеским ожиданиям должна была играть музыка.

     Музыка... О чём мне было писать ещё?

 

К СПИСКУ АЛЬБОМОВ