Город Зимнего Солнца (2015)

Людям Сибири посвящается



СЛУШАТЬ ВКОНТАКТЕ

 

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ОТКРОВЕНИЕ

Никиты Боженюка и Павла Чепурных не существует.

 

    ЧАСТЬ ВТОРАЯ: КОМПОЗИЦИИ АЛЬБОМА

 01 - Цеппелин (муз/сл. - Шадрин)
    В начале песни можно разобрать речь космонавтов, один из которых перепутал мусор со снегом в открытом космосе. За прослушиванием технических разговоров экипажа МКС я провёл около пяти дней - всем советую вместо музыки на работе, пишите в личку, скину ссылку.
    Текст, как это ни странно, имеет смысл - пусть я совершенно не позаботился о его общей доступности. Так например, "слушать седых обезьян" - внемлить мудрым и авторитетным на вид людям, не вдаваясь в подробности того, что они говорят. "Мечтать заварить в Ганге чай, срубая пол-леса ради Les Paul'a" - мои юношеские размышления за пряниками, что когда-нибудь я обязательно стану музыкантом и буду читать людям проповеди со сцены, лишь стоит поднакопить на нормальную гитару (а также медиатор, комбик, студию, машину, чтобы ездить на студию, и квартиру, чтобы было откуда ездить). Пусть я угроблю на это все свои молодые годы, но когда-нибудь - обязательно. А чтобы было чему учить публику, надо лишь развить свою доброту, посетив далекую таинственную Индию (страну, где на самом деле фашизм проявляется чуть более наглядно, нежели просветительство). "Подсматривать карты в колоде" - попытки приобрести сверхспособности (не, ну существуют же экстрасенсы), заранее выверяя единственно правильным образом свои благородные шаги в этом прекрасном мире.
    Короче говоря, старт альбома о том, что чем богаче у вас воображение, тем важнее как можно раньше его себе подчинить. "Сбрось балласт из домыслов, живи тем, что тебе под силу здесь и сейчас - и полетишь. Не факт, что по заданному курсу. То, куда подует ветер, не в силах предсказать никто".
    Музыкальная основа репетировалась ещё в Омске в 2009-ом (из нового - лишь крутая партия Гусяна). Странно себя чувствую, когда говорят, что мои песни стали драйвовее по сравнению с 2010 годом. Время стремительно летит - не успеваешь реализовывать идеи. Но всё скоро обязательно пойдёт быстрее, лишь стоит доделать студию и купить Les Paul.

02 - Хохлома в Оклахоме (муз/сл. - Шадрин)
    Однажды в Омске (тоже где-то в 2009-ом) я случайно нашёл в сети чей-то кавер на битловскую "Back in the U.S.S.R." с набитыми барабанами и по приколу зациклил его первые такты (там начинает взлетать самолёт). Позже наиграл какого-то панка поверх. Через несколько лет обнаружил мультитрек и зареампил всё "как есть": бас-гитары в песне нет, это запитчёванный китайский Stagg, пропущенный через басовый комбик. Ритм-гитары вообще писались в исходник через встроенный дистоушер карты, но после прогона через AC30 зазвучали норм.
    Текст, само собой, я сочинил в Питере. В 2010 году. Реплики в духе "магазинов нормальных нет" и "был я у вас" воспроизведены один-в-один с тем, что мне говорили реальные люди. "Буто" - японский танец. "Фреву" - бразильский. Чего ещё сказать. В песне звучит лист из нержавейки (вполне себе инструмент). 

03 - Воспоминание №123 (муз. - Шадрин)
    Номер комнаты в cоветской гостинице "Старт". Длинный коридор, выделенный для семей работников Аэропорта. Место, где постоянно бегали и кричали ляльки, катались на трёхколесных велосипедах и иногда находили спрятанное братками огнестрельное оружие. Сама же зарисовка представляет из себя картину в памяти, когда отец садил меня на плечи и нёс в детский сад ранним утром... Зима, темень, пара фонарей и хрустящий снег под его ногами. И одна и та же прибаутка замёрзшим голосом: "ехала машина тёмным лесом, за каким-то интересом, инти-инти-инти-рес, выходи на букву ЭС..." Для меня это был ежедневный спиритический сеанс. Мозг сводило от холода.

04 - Не стлеет, не выгорит (муз. - Шадрин, Саидмуратов, Кукушкин/сл. - Шадрин)
    Задумка - собрать всех друзей Игоря в одной песне. И хотя текст мне пришлось писать одному (за исключением цитат), в создании музыки поучаствовало очень много людей. От меня поклон ребятам, многие из которых, не умея записывать и играть, как могли - присылали мне свои маленькие партии, словно частички души. С благодарностью перечисляю их всех: А. Кириенко - бас, голос; Н. Ваганов - ударные; В. Кукушкин - саксофон, голос, пианино [1:35]; С. Максименко - бэк-вокал; Ф. Саидмуратов - синтезатор [12:26];
    Гитарный проигрыш [1:28] - И. Заболотин; гитара [1:50] и дальнейшее соло - И. Байдов; голос [2:21] - А. Чупирова; тремоло на гитаре с [2:25] - Н. Кукушкина; сякухати [5:47] - Н. Кардаков; керамическая флейта [6:25] - А. Швец; синтезатор - Е. Сорокин [15:21];
    В. Загвоздин - щелчки пальцами [1:20]; Ю. Пшеничников - звон ключей [1:25]; М. Полупанова - шуршание бусами [2:44]; А. Шадрина - звон цепочки [2:44]; А. Лапицкая - деревянная птица [3:23]; Т. Земскова - шуршание бусами [8:12] и металлофон [9:05]; Е. Лабутина - глюкофон [6:37]; С. Чванина - вскипающий чайник [9:24];  Н. Крупец - шуршание бусами [13:07]; И. Петров - медная ступа [14:39]
    Аплодисменты в конце: Акентьевы, Бумбер, Гончаровские, Гусевы, Дмитриевский, Дударевы, Иванов, Кузнецовы, Плетяки, Поярков, Свиркины, Сорокины, ...
    Вова Кукушкин настолько точно прочувствовал мою просьбу об импровизации на пианино в середине композиции, что я чувствовал себя Фрэнком Заппой, когда стоял рядом. Отдельное спасибо Ф. Саидмуратову за подгон клавишной темы, на которой строится кода.
    ...С Игорем Гусевым мы учились на одном факультете, играли вместе музыку, жили в соседних комнатах на Большой Морской и много и часто тёрли "за жизнь", по-братски. Внезапный уход друга, способного юмором, жизнелюбием и искренним смехом заменить солнце, поселил меня в какую-то неправильную вселенную, несправедливую, где непонятно, что делать. Кроме как изо всех сил учиться радоваться так, как умел радоваться он. Это всё, что остаётся, наперекор всем мирам и вселенным. Его огонь - не погаснет никогда.

05 - Воспоминание №145 (муз. - Шадрин)
    Сто сорок пять. Номер моей школы. Заодно дом на Авиационной улице. И в третьих - номер того самого "аэропортовского" детсада, куда папа носил меня на шее.

06 - Кошкин Дом (муз/сл. - Шадрин)
    Музыка датируется 2008-ым годом. Основа сведена Евгением Шмидтом в Омске в 2011 году. Отсылка к Талькову сделана намеренно и несёт в себе ностальгический характер. Не могу до сих пор спокойно слушать музыку, игравшую в той гостиничной комнатушке: начинают сверкать флэшбэки, возникать неуправляемые хаотические аффекты.
    Текст уже питерский. Странный немного, но что хотел сказать - сказал. В конце песни матерится собака (от тоски - маты запиканы цензурой)

07 - Воспоминание №25 (муз. - Шадрин)
   Номер "пристройки" к гостинице, в которую мы переехали, когда родилась сестра: в девяностые уже жили в двухкомнатной. Вокруг этого дома я постоянно брожу в своих снах. Хлопьями падает снег, и через меня потоком идёт непреломившийся свет.

08 - Дорога в Вечность (муз. - Саидмуратов, Шадрин/сл. - Шадрин)
    Рифф придумал Фара на одной из реп в 2008 году - я тут же подхватил и развил тему. Основа трека также сведена в Омске. Мне очень хотелось бы снять клип на эту песню, но нужен толковый художник-мультипликатор, свободных денег и времени, чего пока не появлялось.
    Гусянчик, спасибо тебе, что заставил меня перепеть припевы - действительно, получилось менее стыдно.

09 - Воспоминание №831 (муз. - Шадрин)
    Это число ассоциируется у меня со школьными друзьями. Лапутин и Заболотин, воскресите Книгу!

10 - По следам (муз/сл. - Шадрин)
    Единственная "явно не зимняя" песня в альбоме. Текст я сочинил в поезде сидя напротив своей девушки, попивая кофе и посматривая на мелькающие за окном дождливые леса и поля. Мелодия родилась давно, ещё в далёком 2008-ом, кстати, как и исходники: мне было скучно переписывать старое демо, сделал реампинг и успокоился. Бас-гитары тут нет, как и вообще нормальных инструментов. "Хлюпающая" перкуссия - палочки от детской игрушки. В коде звучит маленькая сувенирная гитара с двумя уцелевшими струнами. Женский вокал - Алина Чупирова. А, ещё в конце песни слышна фриппоподобная партия скрипки: её удалённо сыграл незнакомый мне человек Кирилл Юрьев, пожелавший поучаствовать в проекте (такое вообще не может не радовать).
    За лирику не рубите с плеча: настоящие чувства к человеку возникают как минимум лишь после того, как возникает реальный человек. С реальными характеристиками и реальным отношением к реальному тебе.

11 - Воспоминание №134 (муз. - Шадрин)
    Сто тридцать четыре. Номер трёхкомнатной квартиры, в которой мы жили всей семьёй в начало двухтысячных. Сестра ездила в школу, я - в Университет, потом на работу, потом ваще хрен пойми куда.

12 - Продолжаю (муз/сл. - Шадрин)
    Основа сведена в 2009 году: песня должна была попасть в первый альбом. Позже я текст переделал и засунул во второй.
    Композицию, надо признать, оживила гитарная слайд-партия Криса. На шейкере играет Андрей Иваненко, звукорежиссёр, который кстати домикшировал мне альбом. За что ему отдельное спасибо.

13 - Воспоминание №666  (муз. - Ariel Pink's Haunted Graffiti)
    Той зимой я слушал эту песню на бесконечном репите. Я был бы рад, если хотя бы одно существо во Вселенной разделяло бы со мной Это.

14 - Город Зимнего Солнца (муз. - Шадрин, Саидмуратов, Крамб, Симон, Ковщ/сл. - Шадрин)
    Очень тяжело и долго давался настрой. Только на сбор фотографий и видео зимнего Омска у меня ушло несколько недель. В течение длительного времени я вспоминал и записывал свои сны, искал нужное настроение, подбирал эпитеты. Думаю, стихи неплохие, но вот разнообразить подложку тупо не хватило энергии. Поэтому ребята из энергии* вдохнули в трек немного жизни (в первую очередь фактом своего участия, ибо к моменту создания вещи я просто выл от бесконечной работы в одиночку). Ну и Фара с Крисом красавчики, что тут сказать.

15 - Комета (муз/сл. - Шадрин)
    Очень быстро слова родились. И музыка, в 2011 году, в Питере, за 20 минут. В конце песни - речь всё тех же космонавтов.
    Сергей Калачёв удружил - снял партию с моей демки один-в-один, хоть она была совершенно не в его стиле (просто этот бас-гитарист - один из наиболее уважаемых мною: слушать "Инна Желанная", "Farlanders"). Согласился и сыграл! В отличие от Николая Горенко, басиста моей любимой советской группы "Нюанс", который пообещал кое-где слабать, но в итоге не смог... Прямо скажу - расхлестал в помои мой творческий тонус! А! Вы обязаны застраховаться! Андрей Шмыгов (клавишник "Нюанса") тоже развёл руками, но по другой причине - не играет давно.


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ЛИРИКА

 

   Внутренний мир каждого из нас населяют целые миры. 

   Одному моему знакомому за шестьдесят, и как только появляется свободная минута, он тут же садится в машину и мчит четыреста километров - в далёкую деревню, где кроме кабанов и медведей уже давно никто не живёт. Но когда-то жил... Другой друг, несмотря на возраст, до сих пор видит в своих снах степь, усеянную тюльпанами, хотя уехал из тех краёв ещё в шестнадцать лет... В чьём-то воображении плещет бескрайнее море, белеют паруса, кричат чайки. А кому-то вечером с балкона мерещатся горные хребты, хотя вокруг - одни небоскрёбы... У меня своя история.

   Родился я в Тюмени, через два года семья переехала в Омск. Места схожие, с выраженной сезонностью: весна приходит один раз, с ручейками, сосульками и щебетанием птиц. Лето - жаркое... Осень является не торопясь, с особым шармом и грацией. Зима - морозная, снежная, но при этом солнечная.

   Мне никто не верит: в Питере я случайно. Да, сюда много кто переехал из Сибири: тут есть работа, и платят хорошо. Но если бы пассия моего воображения тогда уехала в Москву, я бы оказался в Москве. В Новосибирск - значит, в Новосибирске. В Тайланд? - Да не вопрос. Я просто узнал, куда она собирается, и на следующий день купил билет туда же. Вагон шестой, место тринадцатое (другие все были раскуплены). Продал что было.        

   Не получилось.

   Санкт-Петербург я полюбил очень быстро (до этого не бывал в нём ни разу). Не за то, какой он есть - наоборот, я из тех, кто начинает "сравнивать". Когда глядишь на столичное благолепие, и первая мысль: "вот бы в регионы что-нибудь подобное". Пусть не так величественно, но хотя бы не унизительно. В девяностые столичные братки быстро прибрали к своим грязным рукам всех коров по стране, а позже так и вообще местные выборы отменили. Люди уезжают, и я их прекрасно понимаю. Не только из Сибири. Бывал я во многих стратегически важных субъектах РФ, где добываются или перерабатываются полезные ископаемые. Эти места по своему прекрасные и уютные. Но в них дымят трубы: то оранжевые осадки выпадут, то едкий химический запах по всему городу. Или наоборот, запах чересчур натуральный берёт на измор целые кварталы. Онкология шкалит: девчонки по семнадцать лет в очереди на химиотерапию, хирурги остаются сверхурочно, резать физически не успевают. Психодиспансеры переполнены. Видел, чувствовал. В быту тоже не особо. Мужчины, упахавшись за неделю, отсчитав детям на учебники, могут позволить себе разве что дешёвое пиво: зарплаты по стране в разы ниже столичных, цены - выше. Образование падает, хотя кое-где ещё держится на энтузиастах, находящих в себе силы бороться с догматиками. Работы достойной не найти. Дороги убитые, парки запустевшие, мусор не убирается. Cколько помню себя - постоянно парился, где назначать девкам свидания. Да что свидания - памятники рассыпаются. "Вечный огонь" отключили: сибирского газа в Сибири мало. И куда он только утекает?       

   А у Невы и в самом деле течение державное. Вокруг парки, велодорожки, почти в каждом дворе спортплощадки, на дорогах - разметочка, и даже социальная реклама на щитах.

   И даже на почте, ты гляди, очереди электронные. Первое время радость от всего этого во мне была перемешана с тупой болью, не такой, правда сильной, чтобы грузить этим местных.

   Однако, когда иной представитель культурной столицы начинает небрежно отзываться о далёких, и будто чужих ему, городах, во мне кипит святая ярость.

   На удивление, мозги отдельных снобов настолько отекли, что им невдомёк, на чём у нас исторически зиждется столичный комфорт - на труде миллионов "тех" людей, "оттуда". И минимум из того, что я хотел бы донести: не стоит позволять хамства по отношению к регионам. Именно так, например, можно понимать "Хохлому в Оклахоме".        

   Но я действительно полюбил Санкт-Петербург. За что? За то, как тепло он ко мне отнёсся. Я встретил здесь свою будущую жену, романтичную, добрую и скромную. Питер меня будто ждал - с самого начала мне здесь очень везло. Любой шаг - кто-то освещает дорогу. За что ни возьмись - получается. Куда ни поедь - сто небывалых совпадений. Даже природа всякий раз будто подстраивалась под меня. Если объективно - одни подарки.        

   Но субъективно - будто теперь это не я, а моя копия. А "я" настоящий так и остался где-то там - посреди сибирской зимы. Действительно странно, ведь эти пять лет вдали от дома я старался провести ярко и насыщенно: строил планы, приобретал, путешествовал. Но по итогу всё ощущалось не иначе как выдавливание счастья из воздуха. Радости искренней будто ни разу не появилось. Какая-то постоянная борьба, вполне оптимистичное стремление выжать из каждой возможности результат. И вроде стыдно жаловаться - ем вкусно, перспектив хороших немало. Но в снах уже в тысячный раз вижу лишь одно - светит То Солнце и падает Тот Снег - с Той Зимы.

   Просыпаешься, покупаешь движимость-недвижимость. Ну неплохо - другие могут лишь мечтать об этом. Сидишь вечером на кухне, закрываешь глаза - а вокруг - Та Зима... Родители и сестра переехали, может, поможет? - Нет... Я скучаю по Тому Снегу... В Питере очередной декабрь, снег! - Нет... Не этот снег. Мне нужен Тот Снег... Засыпаешь. И вот оно, только во сне - хлопья, солнце, душа летает. Просыпаешься - вновь нехотя отправляешь куда-то своё тело, а душу опять на цепь. К специалистам ходить пробовал - от их таблеток Снег не идёт. Может, не те прописывают.

   Вернуться? Невозможно, портал закрыт. В тех родных мне местах всё пропитано чувствами, которые жизнь мне испытывать запретила. Тот всеобъемлющий космос, в котором хотелось раствориться, он когда-то открылся мне, был реален, но я будто упустил возможность, всё испортил. Да, случаются и посерьезнее проблемы, но все они теперь автоматически превращаются в задачи: стоит лишь сконцентрироваться, обдумать план, набраться мужества и сделать то, что от тебя зависит - а там как Бог даст. Но проблема Снега для меня иррациональна. Я никогда её не решу. Это перманентная тихая боль в том месте, где по моей задумке должна была играть музыка.

     Музыка... О чём мне было писать ещё?

 

К СПИСКУ АЛЬБОМОВ